Поиск

Пенсии в современной России (социальные реформы в 1991 - 2012 годы)

Пенсии в современной России (социальные реформы в 1991 - 2012 годы)

Пенсии в современной России
(социальные реформы в 1991 - 2012 годы)

К началу 1990-х годов распределительная пенсионная система, существовавшая в Советском Союзе, полностью исчерпала свои возможности. Как и в целом советское государство, которое в результате резкого обострения экономического кризиса, с попутным ростом социальной и политической напряженности прекратило существование в декабре 1991 года. Но фактически распад страны состоялся гораздо раньше — с выходом из состава СССР прибалтийских республик, а затем и Российской Федерации. 

12 июня 1991 была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех  государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. 

20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в РСФСР», который вступал в действие постепенно, в течение 1991-1992 годов. 

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации продолжала наследовать распределительную схему советского периода. 

Текущие пенсионные выплаты формировались из поступлений в федеральный бюджет.   Размер пенсий устанавливался, в соответствии с законом, пропорционально трудовому заработку. Также были сохранены все ранее действовавшие категории трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. 

Все остальные виды пенсий, которые назначались в особом порядке, в том числе с учетом профессиональной или региональной специфики, были объединены в четвертую категорию - «за выслугу лет».

Но наряду с традиционными положениями, в новом законе о пенсиях применялись принципиально важные новшества, отличавшие пенсионную систему России от прежней советской модели. Так, например, механизмы накопления пенсионных средств не предполагали бюджетных дотаций. Источником финансирования текущих пенсий стали целевые отчисления - страховые взносы  работодателей и работников. 

Российское пенсионное законодательство впервые представляло собой нормативную базу социального страхования.

Начало полномасштабной пенсионной реформы было ознаменовано выходом Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года «Об организации Пенсионного фонда России». 

Таким образом, впервые в стране — если не брать во внимание дореволюционную историю России — была учреждена самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая организация, на которую возлагались все задачи пенсионного обеспечения, включая формирование источников финансирования пенсий. 

Новым инструментом реализации пенсионных прав граждан становилась консолидированная система обязательных и добровольных страховых платежей, отчисляемых работниками и работодателями. 

Обстановку, в которой правительство России в 1990 году принимало решение о создании  Пенсионного фонда,  исчерпывающе объясняет следующий факт: размер федерального бюджета на момент признания государственного суверенитета Российской Федерации был сопоставим с муниципальным бюджетом Нью-Йорка  (на уровне 20 миллиардов долларов в начале 90-х).

Переход от распределительной к страховой системе пенсионного обеспечения происходил в России поэтапно, с учетом практического опыта применения современных механизмов пенсионного обеспечения в развитых странах. 

Характерная особенность отечественного пенсионного законодательства, которое определяло дальнейший ход пенсионной реформы: средства Пенсионного фонда были отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. 

Данная модель управления пенсионными средствами, не традиционная  для зарубежного пенсионного законодательства, сыграла важную роль в дальнейшем развитии пенсионной системы России.  В частности — в появлении накопительной компоненты пенсий в начале 2000-х годов. 

Разработчики первой версии пенсионного законодательства России - Закона о пенсиях от 1990 года — решали одну из главных на тот момент задач: как можно более безболезненно осуществить переход от распределительной пенсионной системы к страховой. 

Кроме того, стояла задача сделать пенсионное обеспечение универсальным — то есть, привести к общему знаменателю пенсионные права всех граждан России, независимо от социального статуса, условий труда и места жительства. Для этого необходимо было включить в систему пенсионного обеспечения все категории населения, включая тех, кто не имел трудового стажа. 

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 годы) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые, например, позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа.  Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию. По новым правилам, чтобы увеличить размер будущей пенсии, достаточно было найти более доходное место службы за пару лет до пенсионного возраста. 

Изменилось и соотношение размера пенсии и оплаты труда. 
Впервые было введено понятие нижней границы минимальной пенсии, которая устанавливалась исходя из индексируемого размера прожиточного минимума. 

Уровень предельно допустимой дифференциации пенсий также изменился: Максимальный размер пенсии мог превышать минимальный в 3 раза, в то время как в советский период допускалась разница максимального и минимального размера пенсий не больше чем в 2,5 раза. Что отвечало принципам распределительной пенсионной системы, но в условиях накопительно-страховой системы становилось явным анахронизмом.

При том уровне дифференциации доходов, который возник в России уже в начале 90-х годов, сохранение жесткого ограничения максимального размера пенсии не могло бы стимулировать работников к участию в страховой пенсионной системе.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Но тем не менее, главной проблемой пенсионного закона стало то, что кардинальные изменения в жизни россиян происходили гораздо быстрее, чем можно было предусмотреть в законодательстве 1990 года.

 Поэтому первые поправки к нему стали вноситься еще до того, как пенсионным правом в России успели воспользоваться новые категории граждан, которые стали пенсионерами в результате лишь устранения прежних пробелов в пенсионном законодательстве.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. 

Важнейшие законы, которые в основном определили нормативную базу пенсионной реформы, были приняты во второй половине 90-х годов и начале 2000-х. В том числе - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Федеральный закон от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; Федеральный закон от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Спецификой реформирования  пенсионной системы России было то, что ранние редакции закона о пенсиях, и последующие поправки к ним продолжали в той или иной форме наследовать прошлые стереотипы социальной справедливости, нередко  вступая в противоречия друг другу и самим себе. 

Подобной проблемы не было в ходе реформирования пенсионного обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы. Там реформы происходили в более сжатые сроки, поскольку были более строгими и последовательными. 

Кроме того, серьезные помехи для полноценной реализации социальных реформ в России  создавались в период экономических кризисов, неоднократно поражавших мировую экономику начиная с 1998 года. 

Так, в 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период. 

Однако реализацию пенсионной программы остановил финансовый кризис 1998 года, который существенно изменил только что стабилизировавшиеся социально-экономические условия в стране. 
Уже во второй раз с начала 90-х годов реальный размер пенсионных выплат в России сократился вдвое. 

К концу 1998 года средняя пенсия опустилась до 80 % прожиточного минимума пенсионера. Быстро вернулись из недавнего прошлого такие явления, как задолженность по выплате зарплат и пенсий. 

Падение доходов трудящихся сказалось в целом на снижении налогооблагаемой базы. Доходы Пенсионного фонда России сократились в 1998 году почти на 80% по сравнению с предыдущим годом.

В конце 1998 года общая задолженность по выплате пенсий составила 15 % годового дохода Пенсионного фонда, или более 26 млн рублей (по курсу после деноминации). 

В 1999 году сокращение выплат в Пенсионный фонд продолжилось. Минимальная пенсия с учетом компенсации не превышала в тот год 50% прожиточного минимума пенсионера, а средняя пенсия – 70%. Падение пенсионных доходов продолжалось в течение одного года. 

Впоследствии, чтобы восстановить выплаты пенсий на докризисном уровне,  потребовалось около четырех лет. 

Причем, все это время задача по выравниванию провалов в доходах Пенсионного фонда занимала основное внимание правительства. Реформы в пенсионной системе, таким образом, снова были отсрочены на несколько лет.

Так, например, к идее укрепления привязки размера пенсии к заработку работника   правительство вернулось лишь в  2000 году — когда был восстановлен баланс в Пенсионном фонде и когда, наконец, удалось ликвидировать задолженность по пенсионным выплатам.

В 2001 году соотношение заработка в расчете индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) составило 1,2 раза — что означало достижение максимального уровня, предусмотренного законом 1997 года. Такое соотношение позволяло полностью учитывать зарплату 75–80% потенциальных пенсионеров.

К концу 2001 года размер средней пенсии приблизился к прожиточному минимуму пенсионера в России.

Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала. 

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов. 

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании - агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц - возложены на Внешэкономбанк. 

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.  

Накопительная часть трудовой пенсии также есть у застрахованных лиц  в возрасте до 1966 года рождения, в пользу которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд с 2002 по 2004 гг. включительно. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с поправками в законодательстве. Но все работающие старше 1967 года рождения вправе выбирать управляющую компанию или негосударственные пенсионные фонды для инвестирования средств в страховую часть будущей пенсии.

Проблема перехода к накопительному методу пенсионного страхования долгое время была предметом бурных дискуссий в российском обществе и в экспертных кругах. Вопрос в итоге был решен в пользу принятия смешанного варианта - когда пенсионное страхование сочетает в себе элементы распределительной и накопительной модели.

Но и на этом точка в дискуссии о целесообразности применения трехсоставной структуры пенсионного капитала в России не была поставлена. Настройки механизмов пенсионной системы продолжаются, в том числе с учетом практического опыта, полученного за последние 20 лет

Top

Up